или

К чему туристический рынок должен быть готов осенью?

Автор: Вояж Светлана 08.07.2015 13:23

В декабре прошлого года редакция HotLine. travel предложила читателям спрогнозировать ситуацию на туристическом рынке. Напомним: тогда, сразу после обвала рубля, настроения были самые пессимистичные. Сейчас, когда первые шесть месяцев 2015 года позади, самое время подвести промежуточные итоги и выяснить, какие опасения не оправдались, а какие, наоборот, по-прежнему актуальны.
 

С лекарствами напряженка

Прошедшие шесть месяцев показали, что худший сценарий, связанный с банкротством кого-то из действительно больших туроператоров, к счастью, не оправдался.

Крупные компании смогли преодолеть труднейшую зиму, оптимизироваться, договориться с отельерами и авиакомпаниями. «Ситуация сейчас стабилизировалась. Туроператоры сократили объемы и перестали одалживать деньги сами у себя, распродавая большое количество туров ниже себестоимости», – говорит, например, автор одного из самых мрачных декабрьских прогнозов, Максим Приставко, заместитель генерального директора «Джет Тревел».

С ним согласны и руководители других компаний, с которыми побеседовал корреспондент HotLine. travel.

Дмитрий Горин, генеральный директор «Випсервиса», напомнил, что прошлогодний крах«Лабиринта» не был внезапным. Его предвещали публикации в федеральной и отраслевой прессе, в которых освещались проблемы с оплатами. Кроме того, год назад руководителей ряда обанкротившихся впоследствии компаний вызывали на консультации в Ростуризм и «Турпомощь». «Сейчас таких тревожных сигналов на рынке нет», – отмечают эксперты.

Тем не менее иллюзий никто не строит. 

Если провести параллель с медициной, то можно сказать, что больной успешно прооперирован, но теперь ему предстоит долгий этап восстановления. Трагизм ситуации в том, что с лекарствами-то напряженка. 

Туроператоры, в частности, уже много месяцев лишены возможности кредитоваться в банках. Не спасает даже залог недвижимости – ее оценивают чуть ли не в треть реальной стоимости.

Никуда не делись и негативные внешние факторы. Если вновь начнутся активные бои на Украине, новые санкции против России, а значит, и новый виток девальвации рубля, стабильность в туризме закончится.

 

Минус даже у Турции

Если масштабных потрясений извне не будет, то можно рассчитывать на успешное окончание летнего сезона, говорят эксперты. В том смысле, что успех – это когда у туроператоров сокращаются обязательства (читай долги) перед их партнерами или они хотя бы не накапливаются. А долги есть, в этом наблюдатели не сомневаются.

Развитие событий после лета прогнозировать крайне сложно: так уж повелось, что все кризисы в нашей стране почему-то случаются в августе или осенью. Можно только обозначить основные факторы, которые придется учитывать при планировании зимнего сезона.

Самое главное – это падение покупательной способности клиентов. Напомним, что летом на европейских выездных направлениях туроператоры ощутили спад на уровне 35−40% в сравнении с прошлым годом. В определенном смысле ситуацию сейчас спасают Турция и Египет, а также российские курорты, спрос на которые вырос.

Однако даже на благополучных вроде бы направлениях кризис ощущается: клиенты экономят, выбирая отели попроще, сокращая продолжительность туров. Если считать не в деньгах, а «по головам», то спад тоже присутствует. 

За январь-апрель, по официальной статистике Министерства туризма Турции, поток гостей из России снизился на 29% в сравнении с первым кварталом 2014 года. Понятно, что сезонный пик спроса подкорректирует эту цифру, но вектор вряд ли изменится.

Если летний отдых у моря для многих наших туристов остается обязательной статьей расходов, то зимний уже становится роскошью. Это видно на примере Таиланда и ОАЭ. В течение января-марта российский турпоток в эти страны сократился на 55 и 50 процентов соответственно.

Вот суровые реалии, на которые придется ориентироваться.

 

Крылья потяжелели

Дополнительный фактор стресса на рынке пакетных туров – конкуренция со стороны регулярных авиакомпаний. У них ситуация, возможно, даже сложнее. В отличие от цен на туры, средняя стоимость билетов на большинстве популярных направлений за год не увеличилась. Дмитрий Горин приводит цифры: 8000 рублей за перелет туда-обратно внутри России и 12 тысяч – за пределы страны. Чтобы не возить воздух, перевозчики постоянно вынуждены стимулировать спрос спецпредложениями, увеличивая долю билетов, продающихся по низким тарифам. Прошлой зимой это уже создавало проблемы туроператорам, так как туристы предпочитали покупать дешевые билеты и лететь куда-нибудь в Бангкок самостоятельно. И даже в этих условиях авиапредприятиям с трудом удавалось загружать борта: по итогам января-мая занятость кресел на рейсах снизилась с 76,7% до 75,8%. Расходы авиакомпаний, наоборот, растут: девальвация рубля увеличивает издержки, связанные с лизинговыми платежами.

Как следствие, даже самый крупный игрок, «Аэрофлот», по итогам 2014 года впервые получил убыток в 17,1 млрд рублей (данные по группе компаний – ред.).

Тем не менее дефолт какой-либо из российских авиакомпаний, как это случилось с группой AirUnion в 2008 году, эксперты считают маловероятным. Во-первых, все снижают затратную часть. «Аэрофлот», например, с 15 июля отменил оплату эквайринга для агентов. «Трансаэро» в июне получила возможность проводить C-check («тяжелую» форму техобслуживания – ред.) своих B-737 не за границей, а во Внуково. Utair же еще в прошлом году провела масштабную оптимизацию: вывела из парка десятки самолетов, сжала маршрутную сеть.

Во-вторых, авиакомпании лоббируют инициативы, которые позволят им больше зарабатывать – в прошлом году разрешены невозвратные тарифы, в этом – обсуждается узаконивание овербукинга. Наконец, в-третьих, помогает государство. Гарантии по кредитам уже получили «Трансаэро» и Utair, за поддержкой, как пишет «Эксперт», обратились «Уральские авиалинии».

И все же даже с учетом всех этих факторов у авиаперевозчиков вряд ли получится нагулять жирок, необходимый для работы в зимнем сезоне в прежних масштабах. Как следствие, прогнозируют эксперты, неизбежен рост авиатарифов, новая волна сокращений маршрутных сетей и авиапарков.

 

Откуда уберут перевозку

Наиболее крупным туроператорам, имеющим аффилированных перевозчиков, предстоит накануне зимы решать те же задачи, что и регулярным авиакомпаниям. «Весной туроператоры вернули лизингодателям много ненужных самолетов, предложение привели в соответствие со спросом, благодаря чему ситуация стабилизировалась. А вот что ждет рынок осенью и зимой – неясно. Будет ли востребован имеющийся объем собственной авиаперевозки с учетом большой конкуренции со стороны регулярных авиакомпаний – это большой вопрос», – отмечает Тарас Кобищанов, генеральный директор «Русского Экспресса».

По его мнению, наличие аффилированных авиакомпаний на данном этапе становится для участников рынка не двигателем, а тормозом.

Скорее всего, с учетом неизбежного снижения спроса зимой крупным туроператорам вновь придется оптимизировать парк, а также географию маршрутов. Сокращать или убирать будут в первую очередь дорогие рейсы в Мексику, Доминикану, Кубу и даже в Юго-Восточную Азию, где слишком сильна конкуренция с регулярными перевозчиками. Резерв для наращивания объемов, по сути, остается только у Египта, да и то – если в этой стране ничего не случится (постучим по дереву – ред.).

 

Естественная убыль

Средним и мелким компаниям, не обремененным своей перевозкой, оптимизироваться уже некуда. Все, что можно было сделать, сделано еще прошлой осенью-зимой.

Поэтому погубить их, выражаясь словами одного из наблюдателей, может только несчастный случай на производстве. Например, если лопнет терпение у кого-то из зарубежных контрагентов, отчаявшегося получить оплату.

Или… Над всеми туроператорами сейчас как дамоклов меч навис новый отраслевой закон, рассмотрение которого в Думе, по последним данным, перенесено на сентябрь. Документ, напомним, предусматривает серьезное увеличение финансовой нагрузки на бизнес. Если в проекте все останется как есть, то право называться туроператором в сфере выездного туризма подорожает с нынешнего миллиона рублей (это минимум, который сейчас платят за 30-миллионную фингарантию – ред.) до заоблачных величин. Это право придется покупать, формируя в дополнение к увеличенным фингарантиям отчисления в два фонда при «Турпомощи» вместо одного.

Пресловутое «дно кризиса» еще не пройдено, делают вывод наши собеседники. Количество туроператоров продолжит сокращаться в силу естественной убыли. «Этот процесс будет проходить цивилизованно, без скандалов», – считает Дмитрий Шевченко, генеральный директор ICS Travel Group. По его словам, руководители фирм сейчас подходят к ведению дел ответственно, помня, что ответственность эта в случае чего легко может стать уголовной.  

Источник: http://www.hotline.travel/Obzo...

Комментарии (1)

Наталья Быкова 10 июля 2015, 17:29

Спасибо за статью!

Пожаловаться