1 способ — «Американский». Так действуют в Америке, но и у нас этот способ, возможно с некоторыми видоизменениями, вполне работает.
Возьмите лист бумаги и составьте список всех, кого вы знаете: родственников, друзей, знакомых, коллег, бывших коллег, однокурсников и т.п. Поставьте себе задачу обзвонить, скажем, 100 человек. Кстати, отличный способ вспомнить старые связи. Итак, вы делаете звонок человеку из вашего списка, интересуетесь, как у него дела, общаетесь. В разговоре упоминаете о том, что начали частную практику, «так что если у тебя есть знакомые, которые ищут психолога – пусть обращаются!»
Американский психотерапевт и консультант по маркетингу психологических услуг Дэвид Стил уверяет, что благодаря этому подходу в течение 24 часов у вас появится новый клиент! По его словам, «лучший способ получить рекомендацию – это попросить о ней!»
Зачастую психологи, которые ищут клиентов, напоминают героя притчи – человека, который искал потерянное в другом месте под фонарём потому, что там светлее. Так и психологи часто уверены, что их потенциальные клиенты общаются на психологичестких порталах, сайтах и сообществах. В результате картинка напоминает происходящее в моём аквариуме, когда стайка рыб бросается к тому месту, куда бросили корм. Редкий клиент размещает на психологическом форуме пост с просьбой посоветовать психолога – и тут же стайка специалистов спешит предложить свои услуги.
В то же время призывы вроде «срочно нужен психолог в Москве», «девочки, нужен детский психолог» и им подобные на разнообразных женских и семейных порталах, сайтах о детях и даже автомобильных форумах иногда остаются вообще без ответов. Если вы хотите быстро найти новых клиентов, воспользуйтесь поиском по блогам и форумам (например, в Яндекс). Можно включить флажок «искать только по форумам». Поисковые слова можно выбирать разные: «нужен детский психолог», «посоветуйте психолога», «порекомендуйте психолога». Вы вполне можете предложить свои услуги тем, кто в них нуждается. Таким способом не стоит пользоваться регулярно – это, скорее, метод на крайний случай, когда срочно нужен новый клиент.
Если вы детский или семейный психолог, важно заложить основы для «сарафанного радио» среди родителей. Один из способов – презентовать свои услуги там, где родители детей всё равно собираются. Не обязательно ориентироваться на родительские собрания в школе, особенно, если там есть свой штатный психолог. Попробуйте договориться с администрацией ближайшего к вашему кабинету детского досугового центра, спортивной школы, развивающей студии. Вы можете организовать бесплатное занятие для родителей в то время, пока они ждут своих детей с занятий. Не стоит устраивать из такой встречи представление на тему «какой я замечательный психолог» или «какой уникальный тренинг мы предлагаем». Расскажите о том, что может быть интересно и полезно аудитории, ответьте на вопросы родителей.
Одним из факторов, препятствующих обращению к психологу, даже при наличии проблем, является боязнь идти к совершенно незнакомому человеку. Станьте ближе для своей аудитории! Если презентация будет полезной, не сомневайтесь – кто-то из этих родителей придёт к вам на консультацию с ребёнком, а другие будут рекомендовать вас знакомым. Этот формат также идеален для того, чтобы набрать группу для тренинга. Хорошо, если у вас будут с собой ваши визитки или буклеты.
А вот один из вариантов своеобразных маркетинговых материалов: футболки с надписями и картинками. Правда, не факт, что это самый лучший выбор для психолога. Сразу представляешь человека в футболке, на которой написано: «Хочешь изменить свою жизнь? Спроси меня, как!» Зато можно стать заметным среди конкурентов.
Не стоит свысока относиться к таким мероприятиям. Клиенты многочисленных представителей сферы сетевого маркетинга – это обычные люди, например, женщины, которые покупают косметику. С точки же зрения сарафанного радио это уникальный инструмент, ведь каждый «консультант по красоте» или другой представитель сетевого бизнеса регулярно общается со множеством людей. Договоритесь об участии в таком мероприятии, например, после «мастер-класса по красоте» проведите небольшую презентацию. Рекомендации из предыдущего пункта остаются в силе: подумайте о том, что будет интересно аудитории, а не вам.
Предложите партнёрство тем организациям, которые работают с вашими потенциальными клиентами. Вы можете принять участие в корпоративном мероприятии и ответить на вопросы сотрудников компании. Или договориться о партнёрстве с фитнес-клубом, центром йоги, школой фигурного катания. Вариантов множество, главное чётко определить для себя, кто ваша целевая аудитория и где её можно найти.
Конечно, не стоит воспринимать эти советы как прямое руководство к действию. Главное – стараться мыслить нестандартно и всегда думать о том, что нужно, интересно и полезно вашей целевой аудитории.