или

Маркировка рекламы в интернете в 2023 году

Маркировка рекламы в интернете в 2023 году

Как должна выглядеть обязательная маркировка реклама в интернете, какая ответственность предусмотрена за несоблюдение новых требований с 1 сентября 2023 года? Собрали всю полезную информацию о том, что делать, чтобы не получить штраф.

Содержание

Закон о маркировке рекламы в интернете

ФЗ-347 об изменениях в законе «О рекламе» действует в России 1 сентября 2022 года. Он подразумевает обязательную маркировку через ОРД (оператора рекламных данных) и хранение всей интернет-рекламы в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР). Контролирует соблюдение данного закона ФАС и Роскомнадзор.

Новые требования касаются всех участников рынка: от первичного рекламодателя до конечного рекламораспространителя, включая посредников (агентства, операторы рекламных систем, партнерки и т. д.). Передать данные в ЕРИР напрямую нельзя. Каждое звено рекламной цепочки должно выбрать ОРД и зарегистрироваться в нем.

Какая реклама попадает под маркировку

Рекламой в интернете считаются баннеры, тексты, тексты и графика, видео-, аудиозаписи, видеотрансляции в прямом эфире, ссылки в SEO-статьях, направленные на привлечение внимания потребителей на территории России. Таким образом, под закон попадают все виды онлайн-рекламы за некоторыми исключениями. О них далее.

Какую рекламу маркировать не нужно

Виды размещений

Обоснование

Личные посты без продвижения и признаков рекламы

Подпункт 1) статьи 3 ФЗ «О рекламе»

Объявление на «Авито», «Юле» и других досках объявлений

Письмо ФАС России от 25.09.2019 № АК/83509/19, п. 2.1–2.3

Личное сообщение, отправленное через мессенджер (Telegram, WhatsApp)

Подпункт 1) статьи 3 ФЗ «О рекламе»

Реклама, показанная в других странах

Часть 1 статьи 2 ФЗ «О рекламе»

Реклама на теле- и радиопередачах, если ее разместили в интернете без изменений

Пункт 16 статьи 18.1 ФЗ «О рекламе», подпункт «б» пункта 1

Распоряжения Правительства РФ от 30.05.2022 №1362-р

E-mail, push-рассылки, рассылки в мессенджере по своей базе (нужна пометка РЕКЛАМА и данные о рекламодателе/ссылка на сайт, токен и передача данных в ЕРИР не нужны)

Подпункт «а» пункта 1 Распоряжения Правительства РФ от 30.05.2022 №1362-р

Под исключение попадает также вся социальная реклама (например, «Не бросайте мусор», «Курение вредит вашему здоровью» и др.). В ней нет коммерческой цели. Она не направлена на продвижение какого-либо продукта или услуги.

Что считать рекламой, а что – нет

Согласно закону, рекламным будет считаться контент, который:

  • распространяется в интернете любым способом, в любой форме, с использованием любых средств;
  • адресован неопределенному кругу лиц с размещением на общедоступных ресурсах (информация потенциально интересна многим посетителям);
  • имеет объект рекламирования (указание на бренд, товар, услугу, юрлицо, ИП и т.д.);
  • цель размещения – формировать или поддерживать интерес к объекту рекламирования, продвинуть его на рынке.

Онлайн-контент с перечисленными признаками нужно маркировать.

Маркировка в запрещенных соцсетях

Под исключение попадает реклама в запрещенных социальных сетях. По мнению ФАС, зайти в них с территории РФ нельзя, так как доступ к ним пользователям из России ограничен (только через VPN, где используется зарубежный IP-адрес). Формально реклама, показанная в них, крутится не в России, поэтому закон о рекламе к ним не применим, а значит маркировать какие-либо рекламные размещения там не нужно.

Правила оформления с примерами

Маркировка подразумевает под собой получение токена (уникального идентификатора для отслеживания рекламы – eridXXX) перед запуском рекламы, добавление отметки «Реклама», а также сведений о рекламодателе (наименование, ИНН или ссылка на сайт организации).

Реклама в ВК с маркировкой Реклама на собственном сайте с маркировкой Реклама на маркетплейсе с маркировкой Контекстная реклама с маркировкой

Что такое токен и где его размещать?

Это ID, уникальный буквенно-цифровой код для отслеживания, который необходимо получить до запуска рекламы на каждый креатив. Он размещается в кликовой ссылке, в тексте или поверх изображения/видео.

Пример рекламной ссылки с токеном:

В форматах без ссылок токен включается:

- Для текстов в описании в самом начале рекламного объявления.

- Для форматов без текста поверх изображения или видео либо в начале видео.


Какой должна быть пометка «Реклама»

Конкретных требований к расположению соответствующей отметки или ее размеру нет. Единственное условие – она должна быть читаемой. В остальном достаточно указать слово «Реклама» в объявлении или на креативе.

В качестве информации о рекламодателе можно размещать любой из перечисленных вариантов, так как жестких требований в законе на этот счет нет: наименование рекламодателя, ОГРН, ИНН, зарегистрированный товарный знак, в котором содержится наименование рекламодателя, или его отдельные элементы, ссылку на сайт с информацией о рекламодателе.

Выбор ОРД: все доступные варианты

На момент публикации данного материала Роскомнадзор аккредитовал семь операторов рекламных систем.

  • ord.yandex.ru
  • ord.ozon.ru
  • ord-a.ru
  • ord-lab.ru
  • 1ord.ru
  • ord.vk.com
  • mediascout.ru

Если ОРД принадлежит рекламной системе (например, «Яндекс», «ВК» и т.д.), то регистрация креатива с получением токена происходит автоматически при условии, что в аккаунте принята оферта и указана вся необходимая информация. Workle Pro полностью автоматизировал процесс маркировки рекламы через ОРД «Медиаскаут». Для пользователей данный функционал предоставляется бесплатно.

Когда и какие данные нужно передать в ОРД

До запуска рекламы нужно получить токен на каждый креатив. Происходит это мгновенно без модерации со стороны контролирующих органов. Для этого физлица указывают ИНН и телефон, данные первичного договора с рекламодателем, загружают готовый креатив (текст, картинка, видео или другой формат) и регистрируют его в ОРД. Если в креатив вносится изменение, то на него нужно получить новый токен.

После запуска рекламы участники рынка, размещающие рекламу в интернете, должны отчитаться в ОРД о результатах кампаний: данные первичного договора, акты с рекламной системой, с НДС или без, статистика показов с детализацией (токен, сроки размещения, показы, стоимость и т.д.). Сделать это нужно до 30 числа, следующего за месяцем размещения рекламы. Если реклама крутиться несколько месяцев, то отчет о ней надо подавать ежемесячно.

Как реализована маркировка в CPA-сетях

Каждая партнерская программа пошла по своему пути. Перечислим варианты и расскажем, как это реализовано на Workle Pro.

  • Вариант первый. Партнерка переложила вопросы маркировки на своих пользователей. Вы сами выбираете ОРД, регистрируете креатив, получаете токен и отчитываетесь после.
  • Вариант второй. Партнерка готова взять на себя маркировку, но за дополнительную плату. Это дополнительные расходы, которые тоже нужно теперь учитывать.
  • Вариант третий. Партнерка получает токен и предоставляет ссылку для распространения. Но по закону токен нужно получать на каждый креатив – ссылка рекламой не является.
  • Вариант четвертый. Он реализован на Workle Pro. Процесс передачи данных в ОРД автоматизирован. Все расходы площадка берет на себя. Как получить токен на Workle Pro?

Ответственность за несоблюдение закона

Маркировка рекламы с 1 сентября 2022 года – обязательна. Ее игнорирование приведет к серьезным штрафам, которые введены с 1 сентября 2023 года законом №274-ФЗ.

За непредставление в Роскомнадзор информации о рекламе в интернете, нарушение сроков ее предоставления либо предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации:

  • Для граждан (физлиц): 10 000 − 30 000 руб.
  • Для должностных лиц и ИП: 30 000 − 100 000 руб.
  • Для юрлиц: 200 000 − 500 000 руб.

За распространение рекламы в интернете без идентификатора («токена») либо нарушение требований к его размещению штрафы составят суммы в размере:

  • Для граждан (физлиц): 30 000 − 100 000 руб.
  • Для должностных лиц и ИП: 100 000 − 200 000 руб.
  • Для юрлиц: 200 000 − 500 000 руб.

Как не иметь проблем с законом?

От вас требуется всего несколько простых шагов, чтобы маркировка рекламы в интернете не вызывала сложностей и проблем с законом.

Шаг 1. Выбрать ОРД и зарегистрироваться в нем, если рекламная площадка, с которой вы планируете сотрудничать, не имеет автоматической передачи данных в ОРД.

Шаг 2. Заполнить необходимую информацию и загрузить образец рекламы. Сразу после регистрации креатива ОРД присвоит токен.

Шаг 3. Добавить токен, пометку «Реклама» и данные о рекламодателе при размещении объявления, если вы публикуете ее не через рекламные системы, а вручную. Рекомендации по размещению токена для разных форматов.

Шаг 4. Отчитаться о показах рекламы и выполнению договорных отношений в ОРД не позднее 30 числа месяца, следующего за месяцем, в котором было размещение.

На Workle Pro процесс передачи данных в ОРД полностью автоматизирован. Он не требует от пользователей никаких дополнительных действий, кроме однократного указания ИНН с последующей загрузкой креатива внутри личного кабинета на сайте.

Маркировка рекламы в интернете обязательная, поэтому если вы хотите соблюдать закон и не бояться что-то нарушить, просто выполняйте рекомендации, а также посмотрите дополнительные полезные материалы на эту тему.

Полезные материалы: